ПАМЯТКА по организации обучения по вопросам охраны труда с 2022 года
С 1 сентября 2022 года будет действовать новый порядок обучения по охране труда, дата вступления в силу Нового порядка обучения определена приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 769н о признании утратившим силу постановления Минсоцразвития РФ и Минобра РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
Изменения планируются глобальные: теперь не получится проводить обучение внутри своей организации, если работодатель не зарегистрирует личный кабинет в реестре Минтруда России.
Порядок подачи уведомления должен содержать в себе сведения о наличии в организации мест для обучения, не менее 1 на 100 работающих, тренажеров и информационно-правовых баз. Все эти затраты работодателям, проводящим обучение на базе организации, необходимо уже запланировать в расходах на охрану труда на 2022 год.
Каждый работник, который назначен приказом ответственным за проведение инструктажей, должен быть обучен первой помощи пострадавшим на производстве в аккредитованном учебном центре.
Изменяются требования к инструкциям по охране труда (утвержден приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», вступает в силу с 1 марта 2022 года).
Рекомендуется утвердить новые инструкции по охране труда и дополнить их с учетом санитарных правил, руководств по эксплуатации и оценки рисков. Так, в инструкции прописывают сведения о профрисках на конкретном рабочем месте. Обновленные инструкции нужно сначала согласовать с представительным органом работников (статься 372 ТК РФ). Затем их подписывает руководитель.
Необходимо изменить в инструкциях требование к применению СИЗ. Тех работников, кто обязан применять СИЗ, но не делает этого, отстранят от работы без сохранения зарплаты. Работодатель должен будет действовать так на основании части 1 статьи 76 ТК РФ (пункт 2 статьи 1 Закона № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).
Кто будет учить и как будут учить
В структуру обучения по охране труда входит пять процедур: инструктажи, стажировки, обучение первой помощи, обучение применения СИЗ, обучение по охране труда у работодателей или в специальных организациях.
Рассмотрим три основных блока (модуля) обучения:
1) обучение по общим вопросам охраны труда и функционирование СУОТ;
2) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и опасных факторов, которые идентифицированы в рамках процедуры СОУТ и оценки профессиональных рисков (учет травмирующих факторов) ˗ в данном случае обучают только тех, у кого условия труда имеют вредные и опасные факторы.
Акцент смещается на производственные факторы и для работников производственной сферы. Обучение проводится по желанию работодателя. И в данном случае по решению работодателя обучение по указанному разделу могут проходить и офисные работники с рассмотрением потенциальных рисков и травмоопасных ситуаций на рабочем месте;
3) Обучение безопасным методам и приемам работ повышенной опасности
Категории обучаемых:
Руководители;
Руководители структурных подразделений и их заместители;
Работники подразделений:
1) специалисты по охране труда;
2) офисные подразделения и производственные.
Основные разделы программы обучения по первому модулю: (представлены на слайдах, направленных ранее в администрации муниципальных образований):
1.1. Основы охраны труда в РФ – для всех категорий;
1.2. Стратегия безопасности труда – мотивация работников, стратегическое планирование безопасности труда – темы для руководителей (работодателей);
1.3. Система управления охраной труда (СУОТ) ˗ для руководителей подразделений и их заместителей, для работников – очень коротко про профриски и гарантии и компенсации, которые предоставляет СОУТ, обеспечение СИЗ, наблюдение за состоянием здоровья работников.
16 часов на изучение блока по-разному распределяются для каждой категории работников, и только от тех, кто проводит это обучение, будет зависеть от того, как будет проведено обучение ˗ формально или качественно и эффективно.
Второй модуль
Необходим для изучения теми работниками, у которых идентифицированы вредные и опасные производственные факторы – акцент делается только на работодателя, а работника обучают только тому, что касается непосредственно его рабочего места – разделы «идентификация факторов» и «безопасные методы и приемы выполнения работ, которые идентифицированы именно у него», работнику не рассказывают, как идентифицировать, это дело руководителя структурного подразделения, работнику рассказывают только какие факторы выявлены на его рабочее месте.
Таким образом, программа обучения в проекте нового Порядка составлена логично и разделы прописаны последовательно, с акцентом на профессиональные риски.
Порядок обучения предлагает конструктор системы обучения, как у работодателя, так и в обучающей организации.
Обучение первой помощи пострадавшим
Обучение направлено на профилактику производственного травматизма.
Первая помощь – это профилактика развития ранних и поздних осложнений при травме, которая уже получена. И пока цель «нулевой травматизм» не будет достигнута, первая помощь будет всегда актуальна.
В новом Порядке четко определено, что обучение первой помощи пострадавшим на производстве становится одной из частей обучения по охране труда.
Вопросы обучения первой помощи на производстве были разнообразны и до конца не были определены нормативными документами, том числе работодатели пользовались различной, не проверенной информацией из Интернета, устаревшими или несогласованными с Минздравом России инструкциями и алгоритмами по оказанию первой помощи.
Обучение первой помощи выделено отдельным разделом.
Первая помощь введена в инструктажи, разъяснены юридические последствия, имеют ли право работники это делать, не будет ли правовые последствия, если помощь будет оказана, а работнику не поможет или навредит пострадавшему.
Что представляет собой первая помощь и какие объемы будут изучаться.
В порядке (инструкции) оказания первой помощи будут перечислены те мероприятия, которые не нужно делать в процессе оказания первой помощи. В данном случае, инструктаж – это не умение оказывать первую помощь, но понимание о данном виде действий.
Надо ли всех сотрудников обучать оказанию первой помощи?
Традиционно считается, что обучение уместно там, где травмоопасно, т.е. на производстве, а офисным работникам можно и не обучаться. Однако в Трудовом кодексе указано, что несчастные случаи могут быть представлены не только производственной травмой от оборудования или технологического процесса, но и тепловой, ожог, поражение электрическим током…, любые внешние причины, которые произошли на производстве, даже если человек подавился на работе во время обеденного перерыва в столовой, при следовании на работу и с работы на личном, в общественном или корпоративном транспорте.
Оказание первой помощи относится не только к механическим травмам, но и к другим состояниям людей, требующим помощи (сердечные приступы, эпилепсия, потеря сознания, инсульты… и т.д.).
Кто должен быть обучен?
проводящие обучение и инструктажи по охране труда и кто оценивает обучение (члены комиссии),
работники рабочих профессий;
лица, обязанные оказывать первую помощь (сотрудники полиции и МЧС);
лица, управляющие автотранспортными средствами (все);
педагогические работники (Закон об образовании ст. 41 пункт 11);
другие работники, которые будут обучаться оказанию первой помощи по решению работодателя – может быть даже решение, что все офисные сотрудники могут быть обучены первой помощи пострадавшим (пример обучения всех работников – это сетевые и строительные супермаркеты, непроизводственные, но деятельность имеет очень много травмоопасных факторов).
Разработана программа для лиц, которые преподают первую помощь – не менее 24 часов, в программе прописано, что допуском к данному обучению является наличие 20-часовой подготовки по оказанию первой помощи.
В документе конкретно перечислены темы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим и они соответствуют программе «Программа обучения лиц обязанных или имеющих право на оказание первой помощи», разработанной Минздравом России, и согласованной с Минобром России.
Этих работников единицы на предприятиях.
Минздравом России разработан учебно-методический комплекс, который состоит из учебника для преподавателей, из учебника для обучаемых, также туда входят необходимые наборы слайдов, плакатов, тестовых вопросов, ситуационных задач, все что можно взять и использовать на практике. Этот учебный комплекс также получил одобрение у Минобра России.
Весь комплекс документов находится на сайте «Все о первой помощи» в строке «УМК» – учебно-методический комплекс или в строке «Важное», он свободен для скачивания, бесплатный, необходимо распространять в оригинальном виде, можете переделывать под свои программы с дословным содержанием использованных документов Минздрава России.
На данном сайте планируется размещение в свободном доступе бесплатного учебно-методического комплекса для обучения по охране труда, а также межотраслевой инструкции по охране труда, видеоинструктажей для каждого вида оказания первой помощи.
Обучение применению СИЗ.
В первую очередь, в правильном применении СИЗ должны быть заинтересованы производители и поставщики продукции.
Во главе угла эффективного применения СИЗ лежит человеческий фактор, с опытом, продолжительным стажем работы теряется острота восприятий тех опасностей, с которыми работники сталкиваются на своем рабочем месте.
Работнику нужно напоминать, что эта опасность существует и в каких аспектах. Если человек хочет остаться здоровым и вернуться к своей семье, хочет продолжить работать и вести активный образ жизни, то он должен следовать определенным правилам, выработанным годами и проверенным тяжким опытом пострадавших на производстве.
Появляется возможность преподать правильно использование СИЗ – и это очень важно.
Нет необходимости учить всех и всему, но работников, для которых предполагается использовать те или иные СИЗ, нужно объяснять как правильно их использовать через видеоролики, тестовые программы, для того, чтобы в памяти работников, в том числе в виде визуальных образов, правила поведения остались на долгие годы, а потом еще закрепить практикой использования.
Применение СИЗ сложно и неоднозначно для тех работников, которые сталкиваются с ними впервые. Без практического применения вероятность того, что работник будет использовать СИЗы неправильно или не совсем правильно, очень высока, нет необходимости учить работника применению СИЗ в отдельности (например, отдельно СИЗ ног, СИЗ рук, СИЗ головы).
Например, как правильно надевать перчатки для выполнения различных видов работ, чтобы манжеты были под манжеты костюма или сверху? – существует правильная подача информации даже таких простых СИЗ.
Если идет речь о применении данных СИЗ в комплексе защиты от вибрации, то СИЗ должно плотно окружать наше запястье и препятствовать продвижению остаточной вибрации по руке. Это залог здоровья, предотвращения проблемы белых пальцев – сокращения сосудов, которые постоянно работают с вибрацией, никто не отменял, это накопительный вредный фактор, который серьезно влияет на состояние здоровья и профессиональную заболеваемость.
Ранее на законодательном уровне планировалось разделение СИЗ на простые и сложной конструкции, однако способы применения даже таких простых СИЗ, как противошумные вкладыши, не так просты, как кажутся.
Чтобы правильно использовать данный вид СИЗ нужно через голову оттянуть противоположной рукой ухо, и правильно согнув вкладыш, ставить его, чтобы вкладыш правильно расправился. Между тем, нейросенсорная тугоухость самая часто встречаемая профессиональная болезнь на производстве.
Поэтому разделение на категории по сложности СИЗ не совсем оправданы, и данный вопрос еще находится на проработке Минтруда России с учетом функциональности СИЗ.
Доходит до того, что неправильное применение СИЗ или непонимание правильности применения, приводит к попытке работника изменить конструкцию СИЗ, тем самым повреждая и снижая удобство и эффективность защиты.
Средства защиты от порезов ручной цепной пилой, а также биологические СИЗ – защита от насекомых и клещей, данные виды СИЗ в настоящее время не сертифицируется, а декларируются.
СИЗ не всегда комфортны, но комфорт не является приоритетом перед защитой здоровья человека. Это тоже нужно объяснять работникам, и это тоже должно быть заложено в программу обучения, иначе обучение будет неэффективно.
Применение СИЗ органов дыхания.
Работодателям кажется, что они приобретают адекватные СИЗ и обучают способам правильного применения работниками, однако, зачастую приобретенные СИЗ не соответствуют уровню защиты при наличии существующего фактора – пример, применение маски для защиты от пыли с противогазовым фильтром. Нерациональные затраты работодателя и излишняя нагрузка на органы дыхания в указанных СИЗ.
Обучать использованию средств индивидуальной защиты следует не в отдельности по каждому виду, а только в комплексе применения СИЗ по специфике работы и профессиям.
Проверка качества обучения.
Качество обучения можно получить только при установлении контроля за выполнением определенных требований к обучающему процессу, к людям, обеспечивающих процесс, по разработке программ, по планированию обучения.
В настоящее время одной из проблем качества обучения – это примерная программа обучения 40˗часовая, которая действует во всех учебных центрах для всех категорий работников.
Когда работники получают информацию, которая их не интересует, не актуальна в использовании, соответственно теряется интерес ко всему процессу обучения.
Одно из ключевых принципиальных изменений в новом документе – это было разделение программ обучения и категорий слушателей, в том числе для производственных и для непроизводственных организаций.
В отношении каждого работника будет разработан определенный набор программ, не больше 40 часов. Испытательный прогон программ обучения для производственного предприятия показывает, что снижение времени и соответственно оплаты труда работника, обучающегося в рабочее время, будет снижено в сравнении с обучением в настоящее время по старому Порядку.
Для организаций непроизводственного сектора есть еще одно послабление, связанное с тем, что условия труда работников являются допустимыми и источником опасности являются только персональные компьютеры или бытовая техника, то работодатель имеет право от обучения таких работников освободить.
Предусмотрено снижение нагрузки для микропредприятий – при этом положительный экономический эффект ожидается в связи тем, что обучение требованиям по охране труда может проводиться в рамках инструктажей, за исключением обучения выполнению работ с повышенной опасностью.
Также вводится процедура подписания в журнале проведения инструктажа электронной подписью, т.е. вводится электронный журнал инструктажей.
Новый «Порядок проведения обучения по охране труда» – документ первого уровня мероприятий по профилактике травматизма.
Знания об опасностях и рисках, условиях труда, необходимости и способах применения СИЗ направлено на воспитание культуры безопасности труда у работников и работодателей, сохранению жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и повышению эффективности деятельности организаций.
< Предыдущая | Следующая > |
---|