Сайт президента РосиииПравительство РФПравительство Брянской области

 

gerb cik rf

 

tik

Брянская областная Дума

Департамент внутренней политики Брянской области

Интернет-портал правовой информации

pobeda 75

Стратегические инициативы Президента РоссииРабота в России

banner

sprosi

 

290.423

 

123314

 

2532356

Портал закупок

Торгиdata.gov.rugosuslugi

 

msp

unnamed

 

200x200

 

korpmsp

 

korona

Уполномоченный по правам человека

Карта убитых дорог

График плановых отключений

Опрос о развитии конкурентной средыОпрос Эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправленияПерсональные данные. ДетиБрянская ГубернияРоссийская ниваРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиБрянский край

god dobrovolca

nalog.ru

svetlayastrana

Социальный калькулятор

perepis

histrf

 

ПАМЯТКА по организации обучения по вопросам охраны труда с 2022 года

С 1 сентября 2022 года будет действовать новый порядок обучения по охране труда, дата вступления в силу Нового порядка обучения определена приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 769н о признании утратившим силу постановления Минсоцразвития РФ и Минобра РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

Изменения планируются глобальные: теперь не получится проводить обучение внутри своей организации, если работодатель не зарегистрирует личный кабинет в реестре Минтруда России.

Порядок подачи уведомления должен содержать в себе сведения о наличии в организации мест для обучения, не менее 1 на 100 работающих, тренажеров и информационно-правовых баз. Все эти затраты работодателям, проводящим обучение на базе организации, необходимо уже запланировать в расходах на охрану труда на 2022 год.

Каждый работник, который назначен приказом ответственным за проведение инструктажей, должен быть обучен первой помощи пострадавшим на производстве в аккредитованном учебном центре.

Изменяются требования к инструкциям по охране труда                       (утвержден приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», вступает в силу с 1 марта 2022 года).

Рекомендуется утвердить новые инструкции по охране труда и дополнить их с учетом санитарных правил, руководств по эксплуатации и оценки рисков. Так, в инструкции прописывают сведения о профрисках на конкретном рабочем месте. Обновленные инструкции нужно сначала согласовать с представительным органом работников (статься 372 ТК РФ). Затем их подписывает руководитель.

Необходимо изменить в инструкциях требование к применению СИЗ. Тех работников, кто обязан применять СИЗ, но не делает этого, отстранят от работы без сохранения зарплаты. Работодатель должен будет действовать так на основании части 1 статьи 76 ТК РФ (пункт 2 статьи 1 Закона № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Кто будет учить и как будут учить

В структуру обучения по охране труда входит пять процедур: инструктажи, стажировки, обучение первой помощи, обучение применения СИЗ, обучение по охране труда у работодателей или в специальных организациях.

Рассмотрим три основных блока (модуля) обучения:

1) обучение по общим вопросам охраны труда и функционирование СУОТ;

2) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и опасных факторов, которые идентифицированы в рамках процедуры СОУТ и оценки профессиональных рисков (учет травмирующих факторов) ˗ в данном случае обучают только тех, у кого условия труда имеют вредные и опасные факторы.

Акцент смещается на производственные факторы и для работников производственной сферы. Обучение проводится по желанию работодателя. И в данном случае по решению работодателя обучение по указанному разделу могут проходить и офисные работники с рассмотрением потенциальных рисков и травмоопасных ситуаций на рабочем месте;

3) Обучение безопасным методам и приемам работ повышенной опасности

Категории обучаемых:

Руководители;

Руководители структурных подразделений и их заместители;

Работники подразделений:

1) специалисты по охране труда;

2) офисные подразделения и производственные.

Основные разделы программы обучения по первому модулю: (представлены на слайдах, направленных ранее в администрации муниципальных образований):

1.1. Основы охраны труда в РФ – для всех категорий;

1.2. Стратегия безопасности труда – мотивация работников, стратегическое планирование безопасности труда – темы для руководителей (работодателей);

1.3. Система управления охраной труда (СУОТ) ˗ для руководителей подразделений и их заместителей, для работников – очень коротко про профриски и гарантии и компенсации, которые предоставляет СОУТ, обеспечение СИЗ, наблюдение за состоянием здоровья работников.

16 часов на изучение блока по-разному распределяются для каждой категории работников, и только от тех, кто проводит это обучение, будет зависеть от того, как будет проведено обучение ˗ формально или качественно и эффективно.

Второй модуль

Необходим для изучения теми работниками, у которых идентифицированы вредные и опасные производственные факторы – акцент делается только на работодателя, а работника обучают только тому, что касается непосредственно его рабочего места – разделы «идентификация факторов» и «безопасные методы и приемы выполнения работ, которые идентифицированы именно у него», работнику не рассказывают, как идентифицировать, это дело руководителя структурного подразделения, работнику рассказывают только какие факторы выявлены на его рабочее месте.

Таким образом, программа обучения в проекте нового Порядка составлена логично и разделы прописаны последовательно, с акцентом на профессиональные риски.

Порядок обучения предлагает конструктор системы обучения, как у работодателя, так и в обучающей организации.

Обучение первой помощи пострадавшим

Обучение направлено на профилактику производственного травматизма.

Первая помощь – это профилактика развития ранних и поздних осложнений при травме, которая уже получена. И пока цель «нулевой травматизм» не будет достигнута, первая помощь будет всегда актуальна.

В новом Порядке четко определено, что обучение первой помощи пострадавшим на производстве становится одной из частей обучения по охране труда.

Вопросы обучения первой помощи на производстве были разнообразны и до конца не были определены нормативными документами, том числе работодатели пользовались различной, не проверенной информацией из Интернета, устаревшими или несогласованными с Минздравом России инструкциями и алгоритмами по оказанию первой помощи.

Обучение первой помощи выделено отдельным разделом.

Первая помощь введена в инструктажи, разъяснены юридические последствия, имеют ли право работники это делать, не будет ли правовые последствия, если помощь будет оказана, а работнику не поможет или навредит пострадавшему.

Что представляет собой первая помощь и какие объемы будут изучаться.

В порядке (инструкции) оказания первой помощи будут перечислены те мероприятия, которые не нужно делать в процессе оказания первой помощи. В данном случае, инструктаж – это не умение оказывать первую помощь, но понимание о данном виде действий.

Надо ли всех сотрудников обучать оказанию первой помощи?

Традиционно считается, что обучение уместно там, где травмоопасно, т.е. на производстве, а офисным работникам можно и не обучаться. Однако в Трудовом кодексе указано, что несчастные случаи могут быть представлены не только производственной травмой от оборудования или технологического процесса, но и тепловой, ожог, поражение электрическим током…, любые внешние причины, которые произошли на производстве, даже если человек подавился на работе во время обеденного перерыва в столовой, при следовании на работу и с работы на личном, в общественном или корпоративном транспорте.

Оказание первой помощи относится не только к механическим травмам, но и к другим состояниям людей, требующим помощи (сердечные приступы, эпилепсия, потеря сознания, инсульты… и т.д.).

Кто должен быть обучен?

проводящие обучение и инструктажи по охране труда и кто оценивает обучение (члены комиссии),

работники рабочих профессий;

лица, обязанные оказывать первую помощь (сотрудники полиции и МЧС);

лица, управляющие автотранспортными средствами (все);

педагогические работники (Закон об образовании ст. 41 пункт 11);

другие работники, которые будут обучаться оказанию первой помощи по решению работодателя – может быть даже решение, что все офисные сотрудники могут быть обучены первой помощи пострадавшим (пример обучения всех работников – это сетевые и строительные супермаркеты, непроизводственные, но деятельность имеет очень много травмоопасных факторов).

Разработана программа для лиц, которые преподают первую помощь – не менее 24 часов, в программе прописано, что допуском к данному обучению является наличие 20-часовой подготовки по оказанию первой помощи.

В документе конкретно перечислены темы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим и они соответствуют программе «Программа обучения лиц обязанных или имеющих право на оказание первой помощи», разработанной Минздравом России, и согласованной с Минобром России.

Этих работников единицы на предприятиях.

Минздравом России разработан учебно-методический комплекс, который состоит из учебника для преподавателей, из учебника для обучаемых, также туда входят необходимые наборы слайдов, плакатов, тестовых вопросов, ситуационных задач, все что можно взять и использовать на практике. Этот учебный комплекс также получил одобрение у Минобра России.

Весь комплекс документов находится на сайте «Все о первой помощи» в строке «УМК» – учебно-методический комплекс или в строке «Важное», он свободен для скачивания, бесплатный, необходимо распространять в оригинальном виде, можете переделывать под свои программы с дословным содержанием использованных документов Минздрава России.

На данном сайте планируется размещение в свободном доступе бесплатного учебно-методического комплекса для обучения по охране труда, а также межотраслевой инструкции по охране труда, видеоинструктажей для каждого вида оказания первой помощи.

 

 

Обучение применению СИЗ.

В первую очередь, в правильном применении СИЗ должны быть заинтересованы производители и поставщики продукции.

Во главе угла эффективного применения СИЗ лежит человеческий фактор, с опытом, продолжительным стажем работы теряется острота восприятий тех опасностей, с которыми работники сталкиваются на своем рабочем месте.

Работнику нужно напоминать, что эта опасность существует и в каких аспектах. Если человек хочет остаться здоровым и вернуться к своей семье, хочет продолжить работать и вести активный образ жизни, то он должен следовать определенным правилам, выработанным годами и проверенным тяжким опытом пострадавших на производстве.

Появляется возможность преподать правильно использование СИЗ – и это очень важно.

Нет необходимости учить всех и всему, но работников, для которых предполагается использовать те или иные СИЗ, нужно объяснять как правильно их использовать через видеоролики, тестовые программы, для того, чтобы в памяти работников, в том числе в виде визуальных образов, правила поведения остались на долгие годы, а потом еще закрепить практикой использования.

Применение СИЗ сложно и неоднозначно для тех работников, которые сталкиваются с ними впервые. Без практического применения вероятность того, что работник будет использовать СИЗы неправильно или не совсем правильно, очень высока, нет необходимости учить работника применению СИЗ в отдельности (например, отдельно СИЗ ног, СИЗ рук, СИЗ головы).

Например, как правильно надевать перчатки для выполнения различных видов работ, чтобы манжеты были под манжеты костюма или сверху? – существует правильная подача информации даже таких простых СИЗ.

Если идет речь о применении данных СИЗ в комплексе защиты от вибрации, то СИЗ должно плотно окружать наше запястье и препятствовать продвижению остаточной вибрации по руке. Это залог здоровья, предотвращения проблемы белых пальцев – сокращения сосудов, которые постоянно работают с вибрацией, никто не отменял, это накопительный вредный фактор, который серьезно влияет на состояние здоровья и профессиональную заболеваемость.

Ранее на законодательном уровне планировалось разделение СИЗ на простые и сложной конструкции, однако способы применения даже таких простых СИЗ, как противошумные вкладыши, не так просты, как кажутся.

Чтобы правильно использовать данный вид СИЗ нужно через голову оттянуть противоположной рукой ухо, и правильно согнув вкладыш, ставить его, чтобы вкладыш правильно расправился. Между тем, нейросенсорная тугоухость самая часто встречаемая профессиональная болезнь на производстве.

Поэтому разделение на категории по сложности СИЗ не совсем оправданы, и данный вопрос еще находится на проработке Минтруда России с учетом функциональности СИЗ.

Доходит до того, что неправильное применение СИЗ или непонимание правильности применения, приводит к попытке работника изменить конструкцию СИЗ, тем самым повреждая и снижая удобство и эффективность защиты.

Средства защиты от порезов ручной цепной пилой, а также биологические СИЗ – защита от насекомых и клещей, данные виды СИЗ в настоящее время не сертифицируется, а декларируются.

СИЗ не всегда комфортны, но комфорт не является приоритетом перед защитой здоровья человека. Это тоже нужно объяснять работникам, и это тоже должно быть заложено в программу обучения, иначе обучение будет неэффективно.

Применение СИЗ органов дыхания.

Работодателям кажется, что они приобретают адекватные СИЗ и обучают способам правильного применения работниками, однако, зачастую приобретенные СИЗ не соответствуют уровню защиты при наличии существующего фактора – пример, применение маски для защиты от пыли           с противогазовым фильтром. Нерациональные затраты работодателя и излишняя нагрузка на органы дыхания в указанных СИЗ.

Обучать использованию средств индивидуальной защиты следует не в отдельности по каждому виду, а только в комплексе применения СИЗ по специфике работы и профессиям.

Проверка качества обучения.

Качество обучения можно получить только при установлении контроля за выполнением определенных требований к обучающему процессу, к людям, обеспечивающих процесс, по разработке программ, по планированию обучения.

В настоящее время одной из проблем качества обучения – это примерная программа обучения   40˗часовая, которая действует во всех учебных центрах для всех категорий работников.

Когда работники получают информацию, которая их не интересует, не актуальна в использовании, соответственно теряется интерес ко всему процессу обучения.

Одно из ключевых принципиальных изменений в новом документе – это было разделение программ обучения и категорий слушателей, в том числе для производственных и для непроизводственных организаций.

         В отношении каждого работника будет разработан определенный набор программ, не больше 40 часов. Испытательный прогон программ обучения для производственного предприятия показывает, что снижение времени и соответственно оплаты труда работника, обучающегося в рабочее время, будет снижено в сравнении с обучением в настоящее время по старому Порядку.

         Для организаций непроизводственного сектора есть еще одно послабление, связанное с тем, что условия труда работников являются допустимыми и источником опасности являются только персональные компьютеры или бытовая техника, то работодатель имеет право от обучения таких работников освободить.

         Предусмотрено снижение нагрузки для микропредприятий – при этом положительный экономический эффект ожидается в связи тем, что обучение требованиям по охране труда может проводиться в рамках инструктажей, за исключением обучения выполнению работ с повышенной опасностью.

         Также вводится процедура подписания в журнале проведения инструктажа электронной подписью, т.е. вводится электронный журнал инструктажей.

Новый «Порядок проведения обучения по охране труда» – документ первого уровня мероприятий по профилактике травматизма.  

Знания об опасностях и рисках, условиях труда, необходимости и способах применения СИЗ направлено на воспитание культуры безопасности труда у работников и работодателей, сохранению жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и повышению эффективности деятельности организаций.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!