Сайт президента РосиииГосударственная думаСовет ФедерацииПравительство РФПравительство Брянской областиБрянская областная ДумаДепартамент внутренней политики Брянской областиОбщественная палатаИнтернет-портал правовой информацииРабота в РоссииПортал закупокТоргиФедеральная налоговая службаdata.gov.rugosuslugiУполномоченный по правам человекаГрафик плановых отключенийКонкурс Минтруда РоссииОпрос о развитии конкурентной средыОпрос Эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправленияПерсональные данные. ДетиБрянская ГубернияРоссийская ниваБрянский край

Туристические объекты Выгоничского района

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Усадьба Безобразовых

Первоначально усадьба в Кокино принадлежала старинному роду Безобразовых. Среди Безобразовых были храбрые воеводы, строители Смоленской крепости, участники Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой компании, Первой мировой войны.

Кокинские Безобразовы принадлежали к той ветви, которая вела своё начало от  Безобразова,  приехавшего в Москву из Пруссии в начале XV века. Среди них известны для нас несколько.

Это Петр Матвеевич Безобразов, назначенный в 1610 году Севским воеводой. С его именем связано наиболее раннее сохранившееся описание земель поместья.

Сергей Безобразов участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и погиб в ней. После его смерти в Кокинском имении остались его вдова Варвара Николаевна Безобразова, родная тетка великого поэта Фёдора  Ивановича Тютчева.

В первой половине XIX века господский дом был деревянным, на каменном фундаменте. Рядом с ним – разные хозяйственные постройки, два сада и оранжерея, мукомольная мельница, сукновальня и недействующий винокуренный завод.

Через некоторое  время имение пришло в упадок и в 1833г. было продано за долги. Приобретено брянской подполковницей Верой  Александровной  Халаевой.

Усадьба Халаевых

С этого момента в усадьбе появляютя новые хозяева, которые и владели им до 1917 года. Кроме Веры Александровны нам известно еще двое Халаевых – владельцев усадьбы в Кокино. Николай Павлович  и Николай Николаевич. Последний являлся предводителем дворянства Трубчевского уезда и последним Кокинским помещиком.

К началу XX века были перестроены практически все здания усадьбы, включая господский дом, который был построен в 1906 году по проекту архитектора Орлова. В центре усадьбы находился помещичий двухэтажный дом. Сторона, обращенная к парку, была  лицевой стороной. С высокого крытого крыльца второго этажа, поддерживаемого дорическими колоннами, к парку спускалась широкая пологая лестница, перед которой был расположен подъездной круг. Построен дом в стиле классицизма и полностью продолжает традиции архитектуры «дворянских гнезд» XIX века. Здание сложено из красного кирпича местного производства. Отделка колонн,  портиков и фронтонов побелена. Сочетание белого и красного цветов – это характерный признак архитектуры русского провинциального классицизма. По строительному материалу можно  определить принадлежность и возраст кокинских построек. На кирпичах, из которых построены здания усадьбы , отпечатаны буквы ХНН – Халаев Николай Николаевич.

Напротив дома был разбит парк. От парадного входа и подъездного круга протянулась центральная аллея парка, которая выходила на дороги, ведущие  на  Брянск. Вся территория парка делилась прямыми аллеями на четыре части. Здесь были фруктовый и цветочный сад. Красу и гордость парка составляли  липовые аллеи. Планировка парка и основной набор деревьев парка и сада сохранился, скорее всего, с безобразовских  времен.  За ними по пологому склону к речке Волосовке  спускался ландшафтный парк, представлявший из себя свободно растущие деревья различных пород.

Остатки помещичьих построек сохранились лишь как декоративные «старинные развалины».

Недалеко  от господского дома находилась церковь – пожалуй единственная постройка, сохранившаяся с безобразовских  времен. Возле церкви располагались погост и площадь. За церковью, ниже к озеру, была кузница. Позднее в ней находилась первая кокинская электростанция, затем склад. Здание сохранилось.

Вся территория усадьбы располагалась на возвышенности, с трех сторон была окружена глубокими оврагами,  и лишь со стороны парка  открывался ровный, плавный ландшафт.

После Октября 1917 года в России было ликвидировано помещичье землевладение.  Халаевы  покинули Кокино навсегда. По сравнению с соседними имениями их дому и усадьбе относительно повезло, оно не было разрушено. Тем не менее, в последующие годы усадьба и парк постепенно приходят в запустение, церковь была закрыта, разграблена, снесена колокольня.

Возрождение Кокино связано с открытием на базе имения с/х школы маслоделия и сыроварения, и особенно с открытием в 1930 году Кокинского с/х техникума, первым и бессменным директором которого стал П.Д.Рылько.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы,  1-я пол. 19 в.
с. Красное  (памятник  архитектуры  регионального   значения)

Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи . К началу 20 в. оно являлось центром  Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения.  Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает около  500 жителей.

Деревянная церковь в честь  Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1695 г. по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода с. Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря,  поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана.   21 ноября 1696 г. священник Никифор Минин  освятил  Покровскую  церковь . Здание было выстроено из бревен старой разобранной  церкви села Супонево.  Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром,  после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 г.

В центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, до Отечественной войны 1812 года возведенный наполовину. Война остановила строительство .  И только в  1815 г. постройка храма была завершена.  Он состоял из основного помещения,  трапезной, колокольни.  Набат  колокола в хорошую погоду был  слышен  на 10-15 км окрест. Позднее  было пристроено  два придела,  правый  освящен во имя Михаила Архангела,  а левый -  во имя Троицы Живоначальной.  В 1895 г. на средства прихожан  приобретены для храма три новых иконостаса. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской  иконы Божией Матери.

В 1930-х гг. начались репрессии священнослужителей.  В 1931 году  служивший в Покровском храме священник Алексей Васильев  был  арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей.  В 1936 г. был арестован и приговорен к 5 годам ссылки  иерей Михаил  Архангельский. В конце 1930-х г. Покровская церковь была на некоторое время закрыта,  разобрали колокольню.  В народе говорили,  когда  снимали  большой колокол ( а его просто-напросто  сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на  2 метра вглубь.  Здание  церкви  переоборудовали  сначала под школу, а потом под зерносклад.

В  годы  войны  богослужения  в Покровской  церкви возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 г.  возведена  новая деревянная колокольня. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 г.: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена,  проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники   Бежицы  сделали  роспись внутри церкви. Куплены 3 люстры , но так как в селе  не было электроосвещения , то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи…»

В 1961-1962 гг., местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять.

Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона (дом №49). Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами.  В настоящее время Храм ремонтируется, так как  со временем  церковь порядком обветшала. Прихожане гордятся тем, что в храме три древних иконы: образ Божией Матери «Млекопитательница»  и «Достойно есть», а также Преподобный Серафим Саровский.

У южной стены церкви – два креста: один –  над могилой священника Василия Смирнова (служил в начале 20 века), на втором – табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такие же кресты  установлены  возле многих действующих храмов Брянской области.

 

Церковь Рождества Богородицы  1-я четв. 19 века

Субботово (памятник архитектуры  требует реставрации)

 

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с  15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая  его дальностью  Субботова от Лопуши и других сел.  Деревянный храм  был построен в 1735 году.  Со временем церковь  пришла в ветхость.  К 1819 г. старанием  местного помещика поручика  Ефима Вепрейского вместо неё  было  выстроено кирпичное здание,  а на месте разобранной деревянной  церкви  был поставлен дубовый  восьмигранный часовенный столб.

В 1867 году  на  средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная  колокольня,  крытая железом.  Из  храмовых  икон  особенно почиталась прихожанами  икона Святителя и  Чудотворца Николая.  Начало  чествования  иконы было положено в 1862 году в память освобождения  крестьян  от  крепостной  зависимости.  С 1892  года в  селе работала  церковно-приходская  школа.

Храм  Субботова действовал  до 1930 года. В годы  фашистской  оккупации  службы в церкви  были возобновлены,  но в 1948 году  бывший  храм   уже  снова  использовался  местным  колхозом  под  склад.

В 1979 году  здание  Рождественской  церкви было  поставлено на  государственную  охрану и признано  памятником  архитектуры  местного  значения.

В  1990-х годах  была  сделана  попытка  консервации  строения.  Были начаты  ремонтно-восстановительные работы,  которые  из-за  крайнего  недостатка  сил и средств  до сих пор  находятся в  начальной  стадии.  Здание  интересного в архитектурном  отношении памятника  в  аварийном состоянии.

Сохранились  лишь  фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.

Храм во имя Сергия Радонежского   с. Уты

Сворачивая с трассы на сельскую дорогу  застываешь от изумления – над водной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами.

Первое упоминание о деревянном храме во имя Сергия Радонежского относится к 1698 году.  Инициатором  основания  и благотворителем строительства церкви был местный помещик Пётр Елизарьев сын Салов. С течением времени храм обветшал, и на средства местного помещика Алексея  Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.  Правый придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Левый – во имя  Николая Чудотворца.  В главном  алтаре  иконостас был семиярусный,  резной с позолотой, а в придельных – трёхъярусные. На колокольне имелось  семь колоколов.

В 20-е годы с приходом новой власти начались гонения на  церковь. Храм был закрыт.  Несколько  десятилетий в нём находился  колхозный склад. Не действовал  храм  и в годы  оккупации.  Народное предание  сохранило печальное  воспоминание о том,  что  во время войны один  воинствующий  атеист стрелял в глаза  святым, которые были  изображены на  иконостасе храма. На следующий день он подорвался на мине.

Тяготились души верующих без молитвы.  После войны, по  рассказам старожилов, жители собирались  помолиться в опустошенной церкви, приносили из своих домов  спрятанные иконы. Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог.  А на Пасху, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.

Со временем здание было почти разрушено, разграблено, без окон и дверей, даже  крыши не было. С начала 90-х стали восстанавливать храм.  Трудились  всем миром от мала до велика. Пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Большой поддержкой и радостью стала икона Казанской  Божией Матери, которую   храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.

Благодаря общим усилиям  Сергиевский храм стал  преображаться.  Богослужения возобновились с 1999 года.  Первыми прихожанами стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети. При храме организовали Воскресную школу. Настоятель храма отец Алексий ездит с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России: побывали они у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.

В  Утах очень любят творчество  земляка иеромонаха Романа (Матюшина). Здесь прошли его детство и юность. Строки  из его  стихов актуальны  и по сей день:        А нам понять бы навсегда,

Чтоб не жалеть о многом:

На свете есть одна беда –

Не повстречаться с Богом.

В 2014 году  храму во имя   Сергия Радонежского исполнилось 245 лет.