Информация в сфере правового просвещения
1. Что считается уклонением от призыва на военную службу?
Ответ:
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе.
Призыв на военную службу включает:
- явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
На каждое из указанных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, военный комиссариат вызывает гражданина повесткой.
Уклонение от призыва на военную службу - это неявка без уважительных причин по повесткам военного комиссариата, полученным надлежащим образом (лично в руки под личную подпись), на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия:
- самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу;
- получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;
- отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу;
- отъезд призывника на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата;
- прибытие призывника на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата.
За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы частью первой статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, с наказанием в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет
2. Право на перемену имени ребенка
Ответ:
В соответствии со ст. 58 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. В частности, фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.
Согласно ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.
Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.
Между тем действующее законодательство относит решение вопроса об изменении фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, к компетенции органов опеки и попечительства.
Так, по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (п. 1 ст. 59 СК РФ). Согласно п. 2 ст. 59 Семейного кодекса РФ если родители проживают отдельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.
Органом опеки и попечительства может быть дано разрешение на перемену фамилии ребенка и без учета мнения родителя, проживающего отдельно от ребенка, если невозможно установить его местонахождение, он лишен родительских прав, признан недееспособным, уклоняется без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Указанные обстоятельства при подаче заявления в орган опеки и попечительства о присвоении ребенку фамилии другого родителя должны быть подтверждены документально, например копией решения суда о лишении родительских прав или признании родителя недееспособным.
Отказ органа опеки и попечительства в даче разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнего ребенка может быть оспорен в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданским процессуальным кодексом РФ. При этом суд будет принимать решение, также исходя из интересов ребенка и учитывая мнение другого родителя.
Ребенок, достигший 14 лет, вправе самостоятельно изменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, но до достижения им совершеннолетия перемена имени несовершеннолетним производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия - на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.
Таким образом, перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.
3. Какая предусмотрена ответственность за уклонение от принудительного лечения от наркомании?
Ответ:
В соответствии с требованиями части первой статьи 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Ответственность лица, признанного больным наркоманией, за неисполнение указанных обязанностей установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Статьей 6.9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ лицом, на которое судом возложены указанные обязанности и предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
При этом лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики и лечения от наркомании, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Лицо, уклоняющееся от прохождения диагностики и лечения от наркомании, может быть привлечено к административной ответственности неоднократно в течение всего периода исполнения возложенной судом обязанности.
Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
4. Ограничение доступа детей к размещенной в сети Интернет запрещенной информации в образовательном учреждении
Ответ:
Частями 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрена детальная регламентация видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Указанная информация является запрещенной для распространения среди детей. Запрет предполагает полное исключение какого-либо доступа как самой информации до сведения детей, так и детей к этой информации. При этом запрет распространяется на всю информацию без определения возрастных категорий, т.е. в отношении детей, не достигших 18 лет.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 7 ст. 28 Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст.11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за:
- нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- неприменение операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Следует отметить, что уполномоченным органом государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Законодательством также установлена уголовная ответственность в отношении лиц, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей.
В настоящий момент использование Интернет-ресурсов является квалифицирующим признаком при совершении ряда преступлений, таких как распространение порнографии (п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ).
Имеют место случаи использования сети Интернет с целью доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (ст. 150-151 УК РФ), содействие в террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в такой деятельности (ст. 205.5 УК РФ), склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ).
Указанные преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких, за совершение которых предусмотрены длительные сроки лишения свободы.
Помощник прокурора
юрист 1 класса С.В.Колесникова
< Предыдущая | Следующая > |
---|