Сайт президента РосиииГосударственная думаСовет ФедерацииПравительство РФПравительство Брянской областиБрянская областная ДумаДепартамент внутренней политики Брянской областиОбщественная палатаИнтернет-портал правовой информацииСтратегические инициативы Президента РоссииРабота в РоссииПортал закупокТоргиФедеральная налоговая службаdata.gov.rugosuslugiУполномоченный по правам человекаГрафик плановых отключенийКонкурс Минтруда РоссииОпрос о развитии конкурентной средыОпрос Эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправленияПерсональные данные. ДетиБрянская ГубернияРоссийская ниваБрянский край

Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2016 года пройдет под девизом: «Исключить антибиотики из меню»

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Одной из основных задач государства является защита населения от некачественных товаров и услуг в различных сферах их жизни. Нет в нашей жизни дня, когда бы мы были свободны от роли потребителя. Хотите, не хотите ли, но все мы потребители! А раз так, то обязательно будут возникать проблемы.

Можно ли вернуть товар, если чек потеряли?

В какие сроки можно вернуть покупку?

Когда вернут деньги за возвращенную покупку?

Эти и многие другие вопросы возникают между потребителями и   изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Регулятором в области защиты прав потребителей выступает Закон Российской Федерации №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».

Из года в год потребитель становится более грамотным и ответственнее подходит к выбору товаров и услуг. Продавцы и поставщики услуг стали понимать, что цивилизованный рынок диктует свои правила, что привлечь и удержать своего покупателя и клиента можно только при жестком соблюдении действующего законодательства.

Однако проблемы в области защиты прав потребителей еще остаются. Поэтому работа по реализации профилактических мер, направленных на предупреждение и пресечений нарушений прав потребителей, в Выгоничском муниципальном районе проводится постоянно.

Во исполнении Федерального Закона «О защите прав потребителей» в администрации района открыт телефон «горячей линии» 2-18-82 сотрудники экономического отдела оказывают консультативную помощь. В Роспотребнадзоре по Брянской области консультационную помощь можно получить по телефону 8(4832)74-58-14.

 

Доклад

 

1. Понятие "потребитель". Все мы потребители
2. История Всемирного дня прав потребителей
3. Как защитить свои потребительские права
4. Кто может помочь в защите потребительских прав

1. Отучившись в школе, институте, человек значительную часть жизни работает, производя что-то нужное другим. Потребителем же он становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья. Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку, поздравительную открытку, расплатиться за обед в школьной столовой, приобрести билет в кино. 
Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление (то, что он потребляет, и то, как он потребляет), более рационально и доставляет ему большее удовольствие.
Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.
В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества. Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране 24 года назад был принят Закон "О защите прав потребителей".


2. Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше? Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президентом США Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых потребительских права американских граждан: на безопасность того, что им предлагают на потребительском рынке для их жизни, здоровья и имущества; на достаточно полную и достоверную информацию о товарах и услугах, на основе которой они могли бы выбрать для себя наиболее подходящее; на саму возможность выбирать, а не брать "что дают"; наконец, на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке, к их нуждам и интересам.
С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. В него вошли право на возмещение причиненного потребителю вреда, право на просвещение потребителей, на здоровую окружающую среду, на удовлетворение основных нужд. Последнее означает право на физическую доступность для каждого жизненно необходимых ему предметов потребления – пищи, одежды, крова, лекарств и т.д. Во многих странах сформировалась система законов и иных правовых норм, устанавливающих права потребителей и ответственность за их нарушение. В России основополагающий закон "О защите прав потребителей" был принят 7 февраля 1992 года, со значительным отставанием от других развитых стран, но с учетом их богатого опыта в этой сфере. 
С тех пор для защиты прав потребителей в нашей стране созданы государственные и муниципальные органы, в большинстве регионов по инициативе граждан возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются - по долгу службы или по личной инициативе - защитой прав потребителей. Но, разумеется, их миссия не защитить всех, чьи потребительские права были нарушены – это просто невозможно, а научить каждого самому защитить себя и своих близких. И, конечно, чем раньше этому научиться, тем лучше.
Надо сказать, что за годы существования Закона "О защите прав потребителей" у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.


3. Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?
Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.
Правило 1. Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников – из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке. Не делайте необдуманного выбора, не покупайте первое, что вам попалось на глаза - на рынке сегодня достаточно большая конкуренция, и у вас есть возможность сравнить цены на товары и услуги, оценить предлагаемый уровень потребительских свойств и функций, выбрать более надежную фирму, готовую предложить вам более выгодные условия гарантий и послепродажного сервиса. Не нужно бояться задавать вопросы. Одним из критериев профессионализма и надежности фирмы является ее умение работать с потребителем, умение вести доброжелательный диалог и готовность предоставить любую интересующую информацию.
В тех случаях, когда вы покупаете хорошо известные товары: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки - обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации. Никогда не покупайте товар, срок реализации которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление или иное серьезное заболевание.
Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии фирмы (предприятия), ее адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах . Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по Закону их отсутствие не является основанием для отказа вам в законной претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его на другой.
Правило 3. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую - есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. Здесь очень важно грамотно, со знанием своих законных прав вести разговор с представителями фирмы и, прежде всего, правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и ваши требования. Претензию обязательно надо подать в письменном виде и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у вас. Если вам откажут в этом, то претензию надо будет направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. И не забывайте, что ваша опора - это Закон "О защите прав потребителей", а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. 
С Законом Вы можете ознакомиться в библиотеке, интернете. Правила продажи товаров должны быть в каждом магазине, и в наглядной и доступной форме доведены продавцом до сведения покупателей. Те, кто умеют пользоваться Интернетом, необходимую информацию (тексты закона и правил, образцы претензий, исковых заявлений в суд, советы, как себя правильно вести в той или иной ситуации) могут получить на сайте www.potrebitel.net. 
В Законе четко определен перечень требований, которые могут быть предъявлены потребителем, если ему продан товар ненадлежащего качества. Он вправе по своему выбору:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. 
Этот порядок действует в том случае, если не закончился гарантийный срок на товар. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявлять указанные требования, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня передачи его потребителю, и если он сумеет доказать, что их причины возникли до передачи товара ему.
Все ваши требования должны быть удовлетворены добровольно и в определенные законом сроки. Однако, если продавец или изготовитель сочтут, что в недостатке товара виноваты вы сами (неправильно эксплуатировали, разбили, сломали), они обязаны организовать экспертизу. И если она подтвердит вашу вину, придется вам оплатить ее стоимость.
А что делать, если продавец отказывается исполнить ваше законное требование или тянет с его выполнением? Тогда надо обратиться в суд, где ему, может быть, предписано оплатить стоимость товара, неустойку за то время, которое он отказывался удовлетворить ваше требование, возместить причиненный моральный вред (сумму физических и нравственных страданий), который был нанесен потребителю, при этом он еще будет обязан заплатить штраф. Теперь уже большинство фирм редко доводят дело до суда, поскольку это грозит им большими убытками, и предпочитают договориться с потребителем. 
Правило 4. А что делать, если вы сами не можете составить претензию? Тогда можно обратиться за помощью в орган власти или общественную организацию по защите потребительских прав. В администрациях многих городов, районов, областей есть специальные работники, которые по долгу службы обязаны защищать права потребителей. Можно также обратиться в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Во многих регионах действуют общественные организации – члены Союза потребителей России. Там вы можете получить необходимые консультации и иную помощь. Если позволяют средства, а ваше дело не очень простое, стоит обратиться к адвокату, имеющему опыт подобных дел. Но, конечно, приятнее, да и полезнее, справиться с защитой своего нарушенного права самому. 
Когда у вас появляются сомнения в качестве продовольственных товаров, надо обратиться в органы Роспотребнадзора, где проведут необходимую экспертизу. Если вас обвесили или обсчитали, и ваше требование провести перерасчет не выполняется, следует обращаться в Роспотребнадзор или органы внутренних дел (милицию).
Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное - старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.


 

Отдел экономического развития,

потребительского рынка и труда.