Сайт президента РосиииГосударственная думаСовет ФедерацииПравительство РФПравительство Брянской областиБрянская областная ДумаДепартамент внутренней политики Брянской областиОбщественная палатаИнтернет-портал правовой информацииСтратегические инициативы Президента РоссииРабота в РоссииПортал закупокТоргиФедеральная налоговая службаdata.gov.rugosuslugiУполномоченный по правам человекаГрафик плановых отключенийКонкурс Минтруда РоссииОпрос о развитии конкурентной средыОпрос Эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправленияПерсональные данные. ДетиБрянская ГубернияРоссийская ниваБрянский край

Ценность семейных чтений

Ценность семейных чтенийВ Полужской школе состоялось общешкольное родительское собрание. Педагоги и родители постарались детально обсудить тему возрождения традиций семейного чтения и организации взаимодействия семьи, школы, библиотеки по формированию читательской культуры наших школьников.

Пусть ваш очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний ваших не иссяк родник.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970–1980 годах считалось, что Россия является самой «читающей страной мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране. Но сейчас ситуация значительно изменилась.

Сегодня в век новых информационных технологий изменилась роль книги, любовь к чтению заметно убавилась.

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, Интернет. Как результат, школьники не любят и не хотят читать. Отсюда скудность словарного запаса, общекультурного развития. Кроме того, длительное пребывание перед телеэкраном или за компьютером очень негативно сказывается на здоровье ребёнка.

Книга же, напротив, даёт возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Негативным фактором в формировании читателя-ребёнка является утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестаёт быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребёнка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Читать вместе – это труд, но когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут его друзья – литературные герои. Когда вы читаете вслух, вы с ребёнком рассуждаете, обсуждаете прочитанное. Вы учите ребёнка слушать, слушать долго и не прерывая, вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и возвращает вас в мир детства.

Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребёнка, формированием его нравственности.

Поэтому семейные чтения – это разговор родителей с детьми о нравственности побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведений литературы. Семейное чтение способствует установлению более близких контактов, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Чтение как сотворчество – это такое чтение, где взрослый и ребёнок на равных. Учите ребёнка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия и антипатия к герою поможет вашему ребёнку осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить ребёнку желание читать самому.

Таким образом, в обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, то есть понимать прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически.

И оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями, и какими — людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению» — лучший подарок, который мы можем ему сделать».

О. ЗАКИРОВА, учитель русского языка и литературы Полужской ООШ